В чем причины «креативной недостаточности» интернет-рекламыИнтернет, обретая статус полноценного рекламоносителя, демонстрирует и типичные для традиционных СМИ недуги: рекламный клаттер, снижение уровня восприятия сообщения аудиторией. Кроме того, оригинальные креативные решения и нестандартные форматы в рунете пока редкость. В результате возможности интернета как медиа используются не более чем на 20%. Интернет в России — динамично развивающийся рекламный канал (в минувшем году этот рынок в России вырос на 87%). В маркетинговых бюджетах практически всех компаний появилась графа «Интернет». При этом развитие рекламных площадок и количество инвентаря явно не поспевает за нуждами рекламодателей. Последним приходится учитывать не только прямых конкурентов, но и общую загруженность рекламой. «В связи с общим увеличением рекламы в рунете снижается уровень восприятия аудитории (если брать общие кампании с использованием порталов, ориентированных на достаточно широкую аудиторию), — обозначает проблему Дмитрий Ашманов, гендиректор агентства MindShare Interaction. — В 2004 году средний уровень отклика варьировался на уровне 0, 4–0, 5%. Сейчас этот уровень составляет около 0, 2–0, 3%». Тем не менее по мере развития интернета растут и его охват, и цены на размещение. И здесь выясняется любопытная тенденция — внутри самой интернет- Если самая традиционная ATL- Более сложная схема — онлайновый бутик Redd’s. Покупательницы дамского пива могут посылать коды с бутылок по SMS, получать баллы и тратить их на призы в виртуальном магазине в интернете или в WAP. “Специального онлайнового креатива тоже не было, но сама концепция акции в целом необычна, использует интерактивные возможности по максимуму”, — уверен эксперт. Вынужденная лояльность Расходы на интересные креативные решения и нестандартные форматы увеличиваются сообразно росту интернет- К нестандартным проектам более лояльны международные бренды, у которых есть положительный опыт такого рода кампаний в других странах. Ашманов приводит в пример кампанию жевательной резинки Juicy Fruit (http://www.juicyfruit.ru/) компании Wrigley, спонсорский проект драже Tic- В целом тягу к сетевому нестандарту в рунете демонстрируют бренды категорий, лидирующих по объемам затрат на баннерную интернет- По данным агентства MindShare Interaction, представители автомобильной категории тратят на интернет в среднем 10% рекламных средств, телекоммуникационные компания — 12—15%, IT- Можно отметить, что чаще всего нестандартные кампании приурочены к выводу новой модели автомобиля на рынок (например, Fiat Punto, Volvo C30), когда производители пытаются наладить более глубокую и качественную коммуникацию с потенциальными покупателями в сети. Очень веселый сайт Volvo C30, по мнению Александра Гагина, цепляет внимание надолго: “Он просто напичкан креативом. Скажем, вот трехмерная фигурка тетки отплясывает молодежные танцы. Смешная? Смешная. Автомобиль тут вроде бы ни при чем. Но музыка выбирается на панели автомагнитолы. И таких мини- Цели инвестиций телекоммуникационных компаний в онлайновый нестандарт Дмитрий Ашманов видит прежде всего в необходимости обратить внимание аудитории на свой бренд в условиях усиливающейся активности конкурентов. Если для технологичных товаров важно привести аудиторию на сайт, ознакомить со спецификой продукта и его описанием, то в случае с товарами повседневного спроса основным побудительным мотивом для аудитории является все- Кампаниям брендов из финансового сектора всяческие нестандарты и элементы BTL, казалось бы, показаны менее всего. Но примеры говорят об обратном. Благодаря стабилизации экономической ситуации в стране все большему количеству людей доступны различные финансовые услуги — конкурентная борьба за потенциальных клиентов обостряется. Кампании “Спой про ипотеку” (»КИТ Финанс«), Net Arende (ФК “Уралсиб”), “Стань акционером ВТБ” (ВТБ) — только начало, уверены в MindShare Interaction, в этой категории будет все больше нестандартных кампаний.
Барьеры web- Специалисты в области интернет-
В адаптации очень сложно из общей концепции выделить интернет- Все участники разговора признают: по уровню интернет- Выступая на апрельской конференции “Интернет и бизнес — 2007”, Андрей Чернышов, директор по развитию агентства Ad- Творческие порывы дизайнеров ограничены уровнем развития связи и наличием у населения соответствующих технических оснащений (широкополосный доступ имеется далеко не у всех). Так, для одного из сетевых клиентов агентство MindShare Interaction проводило кампанию в поддержку международной промоакции, где баннеры вели на глобальный промосайт клиента. Сайт был просто отличный с точки зрения креатива, вспоминают в агентстве. Но только 30% российских пользователей, пришедших на сайт, смогли эту красоту увидеть, у остальных качество интернет- У российских сайтов есть довольно жесткие технические требования к производству баннеров. Например, размер баннера не должен превышать 20–25 кб, а это очень мало. В этот вес невозможно “вместить” игры, качественные видеоматериалы и другие графические и интерактивные элементы. Однако Чернышов считает, что пришла пора пересмотра устаревших стандартов. По приведенным им данным, более 80% пользователей интернета в Москве имеют широкополосный доступ. Сайт Video.Mail.Ru входит в тридцатку наиболее посещаемых сайтов рунета. Словом, самое время развивать видеорекламу. К тому же, по его словам, есть решения, которые не “грузят” и площадку, и пользователей без их на то пожелания (например, видеоролики в баннерах). Помимо работы с площадками по поводу установления новых стандартов интернет- По мнению Дмитрия Карпова, к смелым решениям склонны новые торговые марки. Интернет для них — выход на аудиторию молодых, готовых к экспериментам и новациям потребителей. “Если сообщение заговорит на языке аудитории, будет “паразитировать” на субкультуре, реальных фишках, марка приобретет явное преимущество перед конкурентами, маркетинг которых базируется на представлении сорокалетних креативных директоров о современных 17- Эксклюзивно о сыре Основные тенденции в интерактивной рекламе общие для индустрии в целом: простота коммуникации, юмор и индивидуализация потребителя. В рунете актуальна неформальность, она привлекает и сближает пользователей. Выстраивание коммуникации бренда неформальными средствами обрекает акцию на повторяемость и цитируемость. “Кстати, это относится и к классическим каналам продвижения, — отмечает Дмитрий Карпов. — Покажите, как две домохозяйки дерутся на кухне и ругаются матом, дайте провокацию, зажгите, и результатом будет возросшая популярность продукта среди мужчин. А кто против расширения аудитории?” По мнению собеседников ИР, сохраняется тенденция к популяризации вирусного видео. “Здесь нужны полная творческая свобода и смелость, которых, вероятно, не хватает отечественной индустрии”, — отмечает Дмитрий Карпов. В его памяти всплывает удачная попытка продвижения в сети вирусного видео “Билайн” 10 гривен» украинских рекламистов. Ролик, полностью идентичный телевизионному, был дополнен двухсекундной демонстрацией отсутствия нижнего белья у танцовщицы. «Провокация? Конечно. Психология восприятия информации в интернете исключительно избирательна и интерактивна, поэтому важно создать у пользователя ощущение сопричастности к раскрытию секрета, узнаванию эксклюзивных подробностей, зачастую крепко проперченных юмором и сексом. Такова аудитория», — разводит руками Карпов (таблица «Найди отличия»).
Культура рунета — прагматичная и эмоционально раскрепощенная. Стеб здесь приветствуется и понимается. Так, по ощущениям Александра Семина, вся блогосфера постепенно становится виртуальной смеховой культурой — площадкой для пародий и развенчиваний. «И в этом смысле креатив здесь нужен скорее для формы, нежели содержания. Отсюда это повальное увлечение фотожабами и другими жанрами пародий», — полагает он. То, что дается легко и талантливо частным блоггерам, пока не удается российским рекламным агентствам, добавляет Дмитрий Карпов. Массовая социальная инфекция «медвед с преведом» — потенциально сильнее любого рекламного обращения, которое созреет в умах рекламистов. У блогосферы, на его взгляд, есть потенциал: при достаточно плотной конкуренции сегмент развивается, он массовый и способен дать противоречивый, но все же понятный таргетинг. Например, Livejournal, имея сотни массовых сообществ по интересам, способен обеспечить целевой охват коммерческой рекламой, но последовательно не нарушая личного пространства пользователя. «В перспективе трех лет это позволит иметь стабильно прогнозируемые рекламные площадки в разных рекламных сегментах. Для различных массовых групп пользователей будет развита система рекламного контента, настраиваемого, вариативного», — рисует среднесрочную перспективу рекламы в блогах Карпов. К тому же, как отмечает Антон Носик, руководитель службы блогов «Суп», основные недостатки блогов по сравнению с традиционными СМИ — сырость материалов, нерегулярность, недостаточная проверка фактов — лечатся как раз деньгами на развитие редакции.
На пороге взрывного роста — рынок видеорекламы в интернете, уверен Егор Яковлев, директор по маркетингу и продажам «АМЕДИА». «Типичный 30- «Рекламные кампании в сети в первую очередь связаны с имиджем бренда. В онлайн происходит налаживание личных отношений с покупателем, — уверен Александр Семин. — Интернет позволяет рассказать о бренде с точки зрения эмоций, настроений, скрытых потребностей и ценностей, которые ему близки». В качестве примера удачной онлайн- Маркетинговые коммуникации сегодня ближе к личности потребителя, контакт стал обоюдным, сонаправленным. И тенденция эффективно использовать «человека играющего» как основную аудиторию для продвижения в сети брендов представляется Дмитрию Карпову очень перспективной, ведь в сети играют и подростки, и дамы средних лет на работе, и домохозяйки по вечерам, и ночные посетители блогов. Инструменты все под рукой, говорит Карпов, советуя зайти на промосайт энергетического напитка Burn (http://www.newburn.ru). Сайт посетителя встречает игрой в стриптиз. Чтобы раздеть красивую девушку, достаточно двух клавиш. «Проект предельно понятен, отвечает маркетинговым задачам и четко позиционирует в сознании потребителя торговую марку. Контакт потребителя с обновленной упаковкой, ее дизайном и увеличенной емкостью очевиден и ненавязчив», — комментирует Карпов. Онлайновая игра (адвергейминг) — сложное коммуникационное средство, здесь важен не только креативный талант, но и технология, отмечает он. Словом, сегодня «продвинутые» бренды стремятся к правильному присутствию в интернете — присутствию не физическому, а точечному. Новый рекламоноситель все больше действует по принципу комьюнити. В сообществах живут, работают, любят и разочаровываются. И здесь главная задача — придумать тему, которая будет очень точно соотноситься с ценностной платформой бренда. Такую тему, которая потенциально может собрать вокруг себя ЦА, чтобы уже потом с ней работать. От того, какую тему для общения в сети предложит бренд, и будет зависеть эффективность его присутствия в интернете. «Для слепого охвата много ума не нужно, — говорит Александр Семин. — Нужно много денег. Вешай баннер на »морду« крупного портала и тебя все видят. Но зачем тратить серьезные бюджеты и кричать о своем “сыре” всему народу, когда можно найти “мышей” и предложить им эксклюзивную тему для общения?» Татьяна Антропова, Антон Мурад ir-magazine.ru/
|