Томск
выбрать регион | карта сайта
Поиск по сайту:  
Главное меню
Главная
Выбор региона
Карта сайта
Расширенный поиск
Каталог рекламных фирм
Каталог товаров и услуг
Изготовление рекламы
Размещение рекламы
Стимулирование сбыта
Обордование и материалы
Портфолио рекламных фирм
Инструменты рекламиста
Типовая продукция
Каталог тендеров
Работа
Образование
Голосования
Топ 100 сайтов
Новости
Новости компаний
Российские новости
Мировые новости
Аналитика и публикации
Справочная информация
Рекламный форум
 
Опрос на MediaPilot Online
Сторона вашего участия в рекламе
Рекламист - сотрудник рекламной фирмы
Заказчик – сотрудник компании-заказчика рекламы
Я рекламой не занимаюсь.
 
Реклама

Главная / Аналитика и публикации / Реклама в лицах /
Добавить в избранное
Версия для печати

Виссарион Сибиряков: «У меня, как у консультанта, преподавателя-тренера, есть Методика Сильного Мышления, основанная на ТРИЗ».


25.04.2006

Виссарион Сибиряков: «У меня, как у консультанта, преподавателя-тренера, есть Методика Сильного Мышления, основанная на ТРИЗ».

Виссарион Григорьевич преподавал основы ТРИЗ в Новосибирской школе рекламы. Казалось бы – какая связь между ТЕХНОЛОГИЕЙ Решения ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ Задач и «полетным» процессом создания рекламных шедевров?

Отвечая на этот вопрос, Виссарион Григорьевич напомнил, что основу ТРИЗ составляет системный анализ. По определению: Система – это совокупность элементов и связей между ними, обладающая свойством, не сводящимся к сумме свойств элементов. То есть система больше, чем просто сумма её элементов. Такие системы есть везде! В педагогике, в бизнесе, в науке… Соответственно, и ТРИЗ  можно применять везде, где есть системы.

ТРИЗ действительно родилась в технике. Но уже к концу 80-ых годов сложились основы ТРИЗ-педагогики, Теория развития коллективов, Жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ). С начала 90-ых ТРИЗ стал применяться в бизнесе, причём весьма успешно!

- Мой самый первый «бизнес-клиент», вспоминает Виссарион Сибиряков, — небольшая страховая компания, за полгода увеличил обороты на 700%! Тризовец Игорь Викентьев  ещё в 1993 году выпустил  первую книгу по рекламе на русском языке. «Приёмы рекламы» («Церис», Новосибирск, 1993). Потом появились работы по стратегическому планированию на основе ТРИЗ. Вышла прекрасная книга нашего коллеги Сергея Фаера «Стратегии предвыборной борьбы»…

Таким образом, за прошедшее десятилетие из ТРИЗ выросла «Общая Теория Сильного Мышления» — ОТСМ. Она не привязана к конкретной предметной области, как и другие надсистемные науки – философия, теория колебаний, синергетика, теория вероятностей…

Мне нравятся два определения современной ТРИЗ — ОТСМ:
ОТСМ – это прикладная диалектика.
ОТСМ – это ускоренный здравый смысл.
И ничего более!

- И все-таки, где же возможно применение ТРИЗ?

- По базовому образованию я радиофизик. Кандидатская у меня — по технике высоких напряжений. С ТРИЗ познакомился в 1987 году. Начал преподавать. И первый же мой «клиент» оказался… врачом  скорой помощи. «А вы в медицине разбираетесь?» — был его первый вопрос. Меня аж пот прошиб! Ну не знаю я медицину…

- «А вы?» — ответил я вопросом на вопрос. И мы вместе вспомнили притчу про Ходжу Насреддина. Когда он взялся вылечить от тоски дочь шаха. «Ты же совсем не разбираешься в медицине!»- говорили ему друзья. «Зато я хорошо разбираюсь в девушках» — отвечал Ходжа. И мы вместе взялись решать проблемы  создания портативного кардиографа для  машин скорой помощи. И нашли больше 20 (!) решений.

Мне до сих пор  задают подобные вопросы…
«А вы в выпечке хлебобулочных изделий разбираетесь?» — на хлебозаводе в Новосибирске.
«А вы работали когда-нибудь с буровиками?» — в Уренгое, на буровой.
«А в металлургической промышленности у вас опыт есть?» — в Череповце на «СеверСтали».
А вчера спросили: «Вы знаете технологию производства угольных электродов для  электрометаллургии?»
Вы уже догадались, что мне приходится отвечать?

Изобретения, проанализированные Генрихом Альтшуллером , относились к самым разным отраслям техники. От канализации до космонавтики. Им обобщены не конкретные ФАКТЫ и ЗНАНИЯ, а МЕТОДЫ их получения.

Ведь  изобретение – это новое знание, а как сказал кто-то из великих, знание немногих методов освобождает от знания многих фактов

У меня, как у консультанта, преподавателя-тренера есть МЕТОДИКА СИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ, основанная на ТРИЗ. У моего «задачедателя» — конкретные профессиональные знания и факты. Наша совместная работа позволяет ПРАВИЛЬНО ставить и решать задачи. Мой напарник получает методику, а я становлюсь «почти профессионалом» в его области. Работа в группе профессионалов  — мы её называем ВРГ (временная рабочая группа) – самый быстрый способ обмена знаниями.

Представляете, если бы я перед визитом на буровую взялся за учебники по геологии, по сопромату, по бурению и технике безопасности…  Мы же знаем, что учебники уже устарели. А ещё надо знать новые методы гидроразрыва газоносных пластов! Что такое «койл-тюбинг»?! Ужас! Что такое «пакер»?! Ужас! Ужас! А через 2 недели надо работать со специалистами по непрерывной разливке стали… Ужас! Ужас! Ужас! Сильное мышление – это, прежде всего, системный анализ.

- Креатив  традиционно считается прерогативой гуманитариев. Правда ли, что и в процессе создания рекламных шедевров возможно успешное применение инструментов ТРИЗ? Приведите, пожалуйста, примеры.

- Что касается креатива… напомню: автор ТРИЗ Генрих Альтшуллер и популярный писатель-фантаст Генрих Альтов – это один и тот же человек!

Посмотрите, что было напечатано в газете «Аспект» ещё в 1990 году, N10.

Автор

Всего идей

Сбылось или сбудется

Подтверди-    

     лась

возможность

Ошибки

 % достовер-

  ности

прогноза

Ж.Верн      

108

64

34

10

91

Г.Уэллс

86

57

20

9

89

А.Беляев

50

21

26

3

94

Медицина

 

 

 

 

1

Прикладные

науки

 

 

 

 

10,2

Фундамен-тальные науки

 

 

 

 

14,2

Меня лично  очень впечатляют три последние строчки! Не думаю, чтобы эти данные сегодня сильно устарели.  Вот она – психологическая инерция «знатных специалистов»! Как вы думаете, найдётся бизнесмен, готовый вложить деньги в ортодоксальную медицину с её «рентабельностью» в 1%? Вряд ли…

А примеры… Я приведу два примера из нашей практики предвыборных кампаний. Все же понимают, что это самая «креативная»  работа для рекламиста. В обоих случаях нам помог системный подход при анализе ресурсов.

Однажды мы работали на выборах в Норильске. 6 претендентов, жёсткая борьба, козни конкурентов…  Да ещё полярная ночь в придачу. По закону за сутки до начала выборов всякая предвыборная агитация должна быть прекращена. Мы её и прекратили. В Норильске. А в Москве (разница по времени 3 часа) удалось организовать по ЦТ интервью с «нашим» кандидатом. Передача прошла в 2 часа ночи по норильскому времени. Но мы-то уже точно знали, что норильчане страдают от информационного голода и смотрят новостные программы даже полярной ночью. Мы победили.

В очень консервативном районе большого города на выборы шёл известный предприниматель. За полгода до выборов отношение электората к нему  было, мягко говоря, не очень… Нам удалось найти образ, сказочный персонаж — Карлсона, который живёт на крыше. Он очень соответствовал нашему  кандидату. И внутренне, и даже внешне. Пошла раскрутка этого образа. Карлсон устраивал конкурсы своих костюмов среди детей района. При этом сам в них участвовал. С пропеллером! Карлсон организовал выставку детских рисунков. Карлсон приглашал ветеранов войны и пенсионеров на бесплатный просмотр фильмов 40-60-ых годов… И так до предвыборной субботы. В субботу дети с бабушками и дедушками пришли на очередной «праздник Карлсона»  перед  Домом культуры. Все получили немножко внимания и подарки. А в «ночь на выборы» Карлсон устроил дискотеки во всех общагах ВУЗов и техникумов района. Молодежь, проплясав до открытия избирательных участков проголосовала ЗА!

Бедные коммунисты! Еще вечером они позвонили в избирком: «Господин «Х» нарушает Закон о выборах! Везде его листовки с приглашениями на праздники и дискотеки! Приезжайте, проверьте и снимите его кандидатуру!»

Комиссия с удовольствием приехала, потирая руки. Но… Фамилия г-на «Х» нигде не упоминалась. «Все вопросы к Астрид Линдрен», — сказала комиссия и уехала. Мы победили.

- Насколько я поняла, ТРИЗ требует от человека определенной дисциплины, в том числе и дисциплины ума. В то же время в российском менталитете (а особенно среди рекламистов – правда, в основном регионального уровня) определение «он человек творческий»  чуть ли не напрямую обозначает, что человек недисциплинирован, неорганизован, не любит работать по графику и проч.  И такого человека вам удастся заставить (уговорить) применять в работе какие-то технологии?

- Вы ещё скажите, что русскому человеку для запуска творческого процесса надо выпить водки… Да, есть такой стереотип. И не только русский. В одной английской книжке по методам изобретательства я прочитал: «Неплохо перед началом работы над изобретением выпить 1 дринк виски». Но вы же понимаете, русский человек на 1 дринке не остановится….

А если серьёзно, нам часто говорят, что «методики, приёмы, алгоритмы убивают творчество». Это не так! Они просто переводят творчество на более высокий уровень. Не все знают, но в 16 веке проводились рыцарские турниры по … решению квадратных уравнений. Это считалось не просто творчеством, а высоким искусством.  Но вот появилась формула Виета,  и теперь квадратные уравнения решают школьники 5-го класса. Куда делось «искусство решать квадратные уравнения методом подстановки»? Оно стало просто ненужным. А эта формула послужила мощным катализатором развития алгебры.

Другой пример. Дюрер «изобрёл» перспективу в живописи и унёс её секрет в могилу. Однако законы развития систем неумолимы. Перспективу переоткрыли и теперь даже дошкольники ею пользуются в своих рисунках.

Обобщим: то, что вчера считалось высоким искусством, сегодня должно стать рутиной.

Вспоминается такой случай. Мы преподавали основы ТРИЗ в Новосибирской школе рекламы. Давали основы системного анализа, методы создания рекламных текстов и т.д. Однажды молодая сотрудница рекламного агенства рассказала: «Пришла вчера домой после занятий, устала, спать хочу. Вдруг  звонок из агенства – надо к утру сделать рекламу…молока. Я в панике, времени-то нет! Потом успокоилась, раскрыла конспект и без всякого озарения сделала три варианта. Сегодня два из них приняли к реализации!»

Да,  традиционно считают, что надо любым способом пробудить в себе вдохновение, потом придёт озарение и проблема будет решена. Многие психологические приёмы и методики направлены именно на раскрепощение мышления. Сейчас это уже неэффективно! Надо из сегодняшнего «творчества» делать завтрашнюю «рутину». Это и есть прогресс. Не зря одна из книг автора ТРИЗ Генриха Альтшуллера называется «Творчество как точная наука».

Что касается дисциплины. Вы считаете себя творческим человеком?  Наверное, многие из тех, кто читает этот текст, ответили «ДА»!

Сделайте простой эксперимент. С самого утра, как проснётесь, отмечайте каждые 10 минут, что вы делали. Только честно! Предупреждаю — это будет не просто…

Встал. Умылся. Побрился, если мужчина. Накрасилась, если женщина. Поел. Отвел сына в детсад. Поехал на работу. Приехал. Попил кофе. Покурил. Обсудил с коллегами вчерашний проигрыш наших футболистов.

Попил кофе. Покурил. Сделал необходимые звонки. Сел за работу. Шеф собрал совещание. Попил кофе. Покурил. Сел за работу. Обед. И т.д.

Уверяю вас, если вы работаете хотя бы 30% времени – это супердостижение!

Этот метод описан в книге Даниила Гранина об Александре Александровиче Любищеве  «Эта странна жизнь». (http://lib.ru/PROZA/GRANIN/strange.txt).

Фиксируйте расход времени хотя бы неделю, если сможете. Очень дисциплинирует!

И последнее. Заставлять и уговаривать творить никого не надо. Если человек не хочет, не испытывает потребности в творчестве – вы его не заставите и не уговорите. Лично я с такими просто стараюсь не общаться.

Имею право?

Мы планируем опубликовать продолжение разговора с Виссарионом Сибиряковым на нашем сайте. Подключайтесь, задавайте свои вопросы!

Ольга Зверева

 

 



17.08.2018
Любопытные факты о рекламе
1. Каждый год люди тратят на рекламу больше, чем пятьсот миллиардов долларов. Это по-настоящему огромная сумма денег. 2. Привычный для всех нас рекламный баннер впервы...
Подробнее
09.08.2018
Смерть киосков, падение тиражей, опасные законы – Роспечать о рынке печатных СМИ-2012
Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям подвели итоги 2012 года в области рынка «бумажны...
Подробнее
09.08.2018
Изменения на рекламном ТВ-рынке: что ожидать от поправок в федеральный закон «О рекламе»
К чтению готовы Законопроект, предлагающий кардинально изменить правила размещения рекламы на Т, принят Г...
Подробнее
Вход на сайт
 
Реклама


Инструменты рекламиста
Календари на 2016 год